Как читать книги

  • From: Roman Vorushin <roman@xxxxxxxxxxxxxxx>
  • To: psygoa_pavlodar@xxxxxxxxxxxxx
  • Date: Thu, 14 Oct 2004 16:51:00 +0700

Как читать книги

Толкачев Дмитрий
Здравствуйте, Николай Иванович!

Объем "Библиотеки" на Вашем сайте постоянно растет и, кажется, уже
превысил сотню книг.
С другой стороны, в Интернете можно найти сейчас практически все
(кроме, может быть, узкоспециальной литературы).
Вопрос, с этим связанный: как бы вы рекомендовали организовать чтение,
чтобы получить от него максимальный эффект с точки зрения
саморазвития?
С каких книг начать? Какую бы программу "для чтения" вы бы
порекомендовали начинающим? А продолжающим?
И еще - КАК читать?

Ответ
За хороший вопрос - спасибо, Дмитрий!
1. Список рекомендованной литературы - на сайте у меня лежит уже
   давно: http://nkozlov.ru/?s=15&d_id=1012
2. Главное - как читать.
Меня учили этому очень жестким образом.

Никакую книгу нельзя просто так открыть и просто так начать читать.

Любую книгу, прежде чем начать читать, надо обдумать и подготовить для
чтения, а именно:

а) прочитав заглавие, автора, издание и тираж, ответить себе на
вопросы: Что мне по этой теме знать надо? Что я по этой теме уже знаю?
Что из неизвестного мне может содержаться в этой книге? Сколько
времени займет нахождение этой информации в этой книге и,
соответственно, соотношение время — объем ожидаемого результата? Может
быть, книгу стоит начать читать, но не здесь и сейчас?

Обычно после этих вопросов 9 из 10 книг решительно откладываются в
сторону. Ну и хорошо.
б) если вы книгу все-таки решили открыть, то читать ее все равно
нельзя. Вначале — оглавление. И все вышеперечисленные вопросы в
отношении каждой ее части и каждой ее главы. И категорически не читать
главы, в отношении которых нет четкого ответа, какую конкретно
информацию я планирую из нее получить.

в) открыв нужную главу, так же смотрим на каждую страницу и каждый
абзац. Очевидно, что в первом абзаце нужной информации нет, хорошо, не
читаем, во-втором (видим по первым строкам) тоже не про то - не
читаем, далее - мимо… мимо… Вот! Вот нужное.
А вот нужное читаем предельно внимательно.

Об этом - отдельный разговор, на эту тему я провожу специальные
занятия "Логический анализ текста".
И в любом случае. в конце подведение итогов: получив нужную
информацию, когда и как я буду ее использовать? Предельно наглядно и
конкретно представить будущую ситуацию, где вы этой информацией
пользуетесь: ссылаетесь на эти факты, развиваете эту теорию.

Каждое вложенное в нас знание должно у нас в голове не лежать, а на
нас работать.

Самая ценная информация и факты, которые нами активно не используются,
являются не ценной информацией, а мусором и помехой.

Не замусоривайте себе голову, читайте меньше, но если читать начали -
читайте долго, внимательно и с жесткой привязкой к использованию в
будущем.

--
С уважением, Ворушин Роман                     roman@xxxxxxxxxxxxxxx