[psygoa_pavlodar] Хорошая статья об астрологии, тоже из Науки

  • From: "Roman V. Vorushin" <westa@xxxxxxx>
  • To: PsyGoa on Freelists <PsyGoa_Pavlodar@xxxxxxxxxxxxx>
  • Date: Mon, 24 May 2004 00:38:56 +0700

Нашел еще одну хорошую статью. Следующий рейд в журналы предвидится не
скоро, так что не пугайтесь!

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АСТРОЛОГИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Кандидат технических наук П. ТРЕВОГИН (г. Санкт-Петербург).

ЛЮБЕЗНОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ
колько упреков в некомпетентности неизменно вызывали мои
многочисленные антиастрологические публикации. При этом оппоненты
никогда не опровергали приводимые мною научные факты или указания на
логические ошибки в их рассуждениях, но мне постоянно ставилось в вину
незнание критикуемого предмета - астрологии.
Кстати, так ли уж бесспорен тезис о необходимости детального
(подчеркиваю: детального!) знакомства с критикуемой теорией? Возьмем
(чисто условно) Теорию Плоской Земли, Покоящейся на Трех Китах. Легко
представить себе, что ее приверженцы (а они наверняка есть в наш
просвещенный век) могут разработать теорию во всех деталях: чем
питаются Киты, когда и подолгу ли спят, чешутся ли у них спины и т. д.
и т. п. Спрашивается: нужно ли знать все эти подробности, чтобы
отрицать в корне саму идею? То же и с астрологией: неужели непременно
необходимо знать, какие планеты в каких сочетаниях и аспектах и в
каких созвездиях управляют президентскими выборами и ценами на колбасу
и сахар, чтобы поставить под сомнение само наличие подобных
причинно-следственных связей?
Но астрологи непреклонны в своих требованиях. Вот характерный пример.
Когда одному из постоянных участников астрологических передач по
станции <Радио Балтики> астрологу А. Н. Рыжову после моей
<многосерийной> газетной публикации передали предложение
радиослушателей, читавших статью, организовать в эфире диспут
Тревогина с астрологами, Рыжов решительно отказался. Посчитал ниже
своего достоинства вступать в спор <с каким-то> технарем: <О бабах с
ним можно поболтать, о водке, но не об астрологии>. Его коллега
астролог С. В. Шестопалов отказался более вежливо. Он так мотивировал
по телефону свой отказ: <Мне неинтересно с вами спорить: вы не
ученый>. Но тут же неожиданно для меня закончил на мажорной ноте -
предложил мне бесплатный абонемент на свои лекции.
И вот я - слушатель лекционного курса, который читает ректор
Санкт-Петербургской астрологической академии, президент СПб ассоциации
астрологов,
ТРИБУНА    УЧЕНОГО

сопредседатель совета Всероссийской ассоциации астрологов Сергей
Васильевич Шестопалов, человек с двумя высшими образованиями -
биолого-почвенный и математико-механический факультеты
Ленгосуниверситета.
Курс лекций Шестопалова по астрологии рассчитан на три года, после
чего слушатель, успешно сдавший экзамен, получает от Академии диплом
профессионального астролога. Поскольку мои намерения так далеко не
простирались, я ограничился лишь тем, что прослушал первый семестр, не
пропустив ни одной лекции. В этом семестре, по словам лектора, были
сообщены основные, наиболее важные сведения по научной астрологии.
Остальные занятия - детализация полученных знаний и приобретение
практических навыков.
Слушателям сразу же было объявлено, что вопросы по каждой лекции
следует подавать в письменном виде к следующей лекции. Таким образом,
мне предоставлялась возможность дома тщательно отработать формулировки
вопросов, замечаний и отпечатать их на машинке в двух экземплярах.
Благодаря этому я могу приводить здесь все свои вопросы или замечания
дословно, предваряя словами <вопрос> или <замечание>.
А вот спорить с лектором нельзя. Когда я, неудовлетворенный ответом на
первый же мой вопрос, открыл было рот для возражений, то немедленно
был поставлен на место:
- У нас лекция, а не дискуссия.
На заключительной лекции С. Шестопалов любезно дал мне на
неограниченный срок две брошюры: А. Зараев, <Популярный
астрологический календарь на 1991 год> (изд-во Тверского филиала АПМ
<ЭМ>, Тверь, 1991) и Б. С, Романов, <Мягкое влияние далеких звезд.
Гороскопы> (ЛИо <Редактор>, Ленинград, 1990). Благодаря этому я смог
углубить и расширить полученные знания.
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ ПО АСТРОЛОГИИ
Астрологи очень гордятся тем, что их профессия - одна из древнейших.
С. Шестопалов определил ее возраст в 5 тысяч лет. В полученной мною
брошюре А. Зараева говорится, что астрологая существует около 800
тысяч лет! Непонятно, каким образом автору удалось определить столь
удаленную дату, ведь, насколько известно, питекантропы не ос-
69

тавили нам никаких письменных памятников.
Зодиак - это пояс из 12 созвездий, расположенных вдоль эклиптики -
видимого годичного пути Солнца по небесной сфере. Но астрологи
пользуются не созвездиями, а знаками зодиака - так называются 12
равных (по 30°) участков эклиптики. Отсчет начинается от точки
весеннего равноденствия (одной из двух точек пересечения эклиптики с
небесным экватором). В результате прецессии (земная ось медленно
поворачивается, описывая в пространстве конус) эта точка перемещается
по эклиптике, описывая полный крут за 26 тысяч лет. В силу этого знаки
зодиака смещаются относительно созвездий: сдвиг на один знак
происходит примерно за 2 тысячи лет.
Эти сведения, сообщенные Шестопа-ловым, абсолютно совпадают с тем, что
говорит современная астрономия. Но дальше, оказывается, то ли вот-вот
начнется (по утверждению астролога

Восьмиконечная звезда, символ вавилонской богини любви Иштар,
высеченный на пограничном камне древневавилонской империи (около 1120
года до Р.Х.). Иштар была дочерью бога Луны, управляла плодородием, ее
образ связывали с планетой, которую мы называем Венера.
П. Глобы), то ли уже началась (по С. Ше-стопалову) Эра Водолея. Точка
весеннего равноденствия вступит в знак Водолея, тогда <через
космическое влияние> все науки объединятся в одну - астрологию.
Дома я взял звездную карту и легко подсчитал: точка весеннего
равноденствия войдет в созвездие Водолея через 600 лет. Да, но если
иметь в виду вступление в знак Водолея, то желанная Эпоха не наступит
никогда. И наукам не суждено слиться в экстазе. Именно потому, что
астрология использует не сидерическое (привязанное к неподвижным
звездам) деление зодиака, а тропическое (привязанное к <гуляющей>
точке весеннего равноденствия). Эта начальная точка отсчета не может
догнать ни знак Водолея, ни какой-либо другой. Точь-в-точь как линия
горизонта: вы к ней идете, а она от вас удаляется...
Важное место в астрологическом мировоззрении занимают четыре <стихии>,
из которых состоит вся материя: огонь, воздух, земля и вода. Им
приписан пол. (Он, возможно, чисто случайно совпадает с грамматическим
родом русских существительных.) По стихиям расписаны знаки зодиака (по
три знака на каждую). Астрологи считают, что характер человека
определяется характером знака, под которым он родился, и характером
соответствующей стихии.
ВОПРОС лектору. Древние мыслители были убеждены, что первичными,
неделимыми первоосновами всего сущего являются <четыре стихии>. Святая
наивность древних простительна: химии тогда еще не было. Но
современные-то астрологи неужели никогда не слыхали о таблице
Менделеева? Или они не признают ее?
- Таблица Менделеева - дело химиков, у нас своя таблица. Каждая наука
занимается своим делом: физика - физикой, химия - химией, а астрология
- астрологией.
ЗАМЕЧАНИЕ. Понимать ли это так, что науки изолированы друг от друга?
Между тем известно об их тесной связи и взаимодействиях: биологические
явле-
Считают, что египетский фараон Рамзес II (1300-1236 годы до Р.Х.)
установил четыре основных знака зодиака: Овен, Весы, Рак и Козерог. Об
увлечении фараона астрологией говорят астрологические символы,
которыми украшена его гробница. На барельефе Рамзес изображен держащим
за руку богиню неба Хатор.

70

Птолемей (120-180), древнегреческий астроном. Портреты ученого не
сохранились, здесь приводится его изображение, сделанное в средние
века.
ния объясняются, в частности, химией, та в свою очередь -- физикой (в
том числе квантовой механикой, термодинамикой) и т. д.
Шестопалов, как видно, даже без моих вопросов, чувствуя некоторый
архаизм <четырех стихий>, попытался их осовременить. Он сказал, что
это агрегатные состояния вещества: земля - твердое тело, вода -
жидкость, воздух - газ, огонь - плазма (?). В упомянутой уже брошюре
А. Зараев понятие стихий почему-то осовременивает иначе: <В
соответствии с современными знаниями, Огонь - электромагнитные силы,
Воздух
- силы ядерных взаимодействий, Вода
- слабые  молекулярные  взаимодейст
вия, Земля - гравитационные силы>.
Если уж переводить астрологические сентенции с мифологического языка
на нормальный современный, я предложил бы сделать это хотя бы так:
<Людям, родившимся в те календарные периоды (при геоцентрических
долготах Солнца, заключенных в таких-то интервалах), которые
управляются жидким состоянием вещества (или, что то же, слабыми
молекулярными взаимодействиями), свойственны глубокие эмоциональные
процессы. Ради своих эмоций они могут послать к черту весь мир. Люди
этой группы часто связаны личными обязательствами друг с другом> - и
так далее.
Можно так, можно иначе, но какая же во всем этом наука?
ЗАМЕЧАНИЕ. Говоря о характере водной стихии, Вы отметили ее
<стяжательство>, стремление завладеть окружающим, например, растворить
соль... От человека, торжественно провозгласившего приверженность
НАУЧНОЙ астрологии, естественно было бы ждать научных объяснений, а не
ссылок на инстинкты водной стихии.
- Инстинктов воде я не приписывал.
Действительно, это слово не произносилось. Но смысл сказанного от
этого не меняется: характер человека объяснялся, выводился из
характера зодиакального персонажа (Девы, Стрельца, Льва и т. п.), а
тот, в свою очередь, - из характера стихии, к которой данный знак
приписан.
ВСЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ ЧЕЛОВЕКА
Обратимся к конкретным примерам построения астрологических прогнозов.
Откроем наугад брошюру А. Зараева. Речь идет о том, что дарит Стрелец
родившимся под его знаком. <...Постиже-

ние глубинного смысла явлений, учений и процессов, оптимальное
мировоззрение, удачливость, умение использовать открывшиеся
возможности, веру в высшие принципы> и прочее в таком же духе.
ВОПРОС. Законы биологии, 'генетики одинаковы для носорога и кактуса,
для слона и мухи дрозофилы. Обладает ли астрология такой же
универсальностью или она сугубо антропоцентрична ? Можно ли составить
гороскоп на осьминога, черепаху или пингвина и, в зависимости от знака
зодиака и стихии, указать черты характера, отличающие данное животное
от его сородичей?
- Да, на животных можно составлять
гороскопы, но расшифровываются они
иначе.
Ну в том, что иначе, сомнений нет, ибо уверен, что никому не
доводилось встречать фокстерьера, который, родившись под знаком Рака,
отличался бы от прочих фокстерьеров <бегством от материального и его
законов в творчество или философию>. А, между прочим, генетический код
един для всего живого...
И в астрологическом календаре Зараева, и на лекциях Шестопалова
воспроизводится <магическая звезда астрологов>, в которой каждому дню
недели приписана одна из <планет> (беру это слово в кавычки, поскольку
в соответствии с представлениями древних к <планетам> причислены Луна
и Солнце, но Уран, Нептун и Плутон отсутствуют).
ВОПРОС. Дни недели - точно такая же выдумка человека, как День шахтера
и День рационализатора и изобретателя. Объясните, пожалуйста: какое
дело природе до всех этих выдумок?
- А знаете, все-таки наблюдается не
которая повторяемость природных явле
ний по дням недели...
71

Оставим это утверждение на совести ректора Санкт-Петербургской
астрологической академии.
Поражает геоцентризм астрологии. Ведь она претендует на раскрытие тайн
Большого Космоса, а сама при этом намертво прикована к эклиптике -
плоскости орбиты третьей по счету планеты - спутника рядовой звезды,
одной из примерно сотни миллиардов звезд, населяющих одну из
несметного полчища галактик. А чем хуже орбита Венеры? Или астероида
Сольвейг (№1331)? Одного из спутников <летящей звезды> Барнарда?
На этот вопрос (здесь я воспроизвел его в сокращенном виде) ответ был
вполне логичный для астролога:
- Если бы мы жили на Венере, астрология была бы другой.
Ну как же так?! Можно ли представить себе, что законы физики, химии,
астрономии зависят от местожительства физика, химика или астронома?!
И совсем уж нелепо выглядит в XX веке очеловечивание планет и
созвездий, которым даны условные мифологические имена.

ВОПРОС. Какую вообще научную значимость имеют все эти рассуждения об
Огненных Стрельцах и Водяных Скорпионах? Сравнения подобного рода
могут быть удачными, даже поэтичными. Но любое сравнение условно и
поверхностно. Поэт может уподобить девушку фиалке, но ему и в голову
не придет интересоваться, сколько у девушки лепест-

ков, тычинок и чашелистиков... Астрология же, сравнив человека с
Водолеем, копает и копает эту весьма шаткую аналогию.
ВОПРОС. Что вообще имеется в виду, когда говорят, что Сатурн,
например, управляет (заведует) эгоизмом, а Уран - альтруизмом?.. Когда
мне говорят, что хромосомы несут в себе генетическую информацию
организма, в рибосомах происходит синтез белка, а в хлоропла-стах -
фотосинтез, я понимаю, что это значит, хотя от детального понимания
соответствующих физико-химических процессов весьма далек. Но когда я
слышу, что Юпитер обеспечивает человеку богатство и дает ему страсть к
путешествиям, что планеты бывают добрые и злые
-   то просто не понимаю, о чем речь.
Разъяснений я так и не получил.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОЛОГИИ
Зоологам хорошо известно явление им-принтинга, буквально -
запечатления. Оно состоит в том, что у некоторых видов животных
(особенно птиц) в младенческом возрасте возникает стойкая
избирательность к внешним стимулам, обусловленная воздействием
каких-то предметов
-   одушевленных или неодушевленных.
Например, инкубаторные утята в возра
сте 5-24 дней способны принять за маму
человека или даже куклу. Этот тип имп-
ринтинга обратим, но есть и необрати
мые его формы.
С. Шестопалов взял это явление в качестве прототипа для научного
обоснования астрологии. Вместе с учениками он опубликовал гипотезу
информационно-энергетического импринтинга. В основе воздействия
сочетания планет на новорожденного (причем на всю жизнь!) лежит
гравитационное поле. Авторы отмечают, что <было бы непростительной
отсталостью для XX века сводить его к энергетике, поэтому мы говорим
об информационно-энергетическом влиянии. Воздействие это запоминается
организмом в момент рождения, когда прекращается связь с организмом
матери. Запе-чатление происходит практически мгновенно>. А не как у
птенцов - за период в несколько дней. Далее сделана ссылка на
фотографию, голограмму и радиоприемник: <простым поворотом ручки
настройки мы ловим разные станции, поскольку в каждой частице
Вселенной как
Небесная сфера по учению Птолемея. Земля находится в центре, вокруг
нее вращаются все небесные тела. Справа внизу изображен сам Птолемей,
ведущий астрономические измерения. На него указывает рукой
аллегорическая фигура Астрологии. Немецкая гравюра 1515 года.

72

&????$ii
Джон Ди (1527-1608), астролог при дворе английской королевы Елизаветы
I. На старинном рисунке: Джон Ди и его помощник Эдвард Келли вызывают
духа, чтобы узнать, что ожидает их в будущем.
'

бы содержится она целиком. Примерно так и в организме>.
ВОПРОС. Допустим, завтра будет установлено, где именно происходит
информационно-энергетический импринтинг у человека и других животных -
скажем, в митохондриях или еще в каких-то структурах. Но где
запечатлевается горо-скопическая информация о судьбе городов,
государств, международных договоров, биржевых сделок? Их судьбу ведь
астрологи тоже берутся предсказывать?
- Оставим пока в стороне этот вопрос. Если это удастся установить для
животных - уже хорошо.
ВОПРОС. Вы назвали момент рождения человека исключительным с
биологической точки зрения: именно тогда-то и запечатлевается на всю
жизнь наталь-ная карта. А когда происходит импринтинг у животных с
метаморфозом? Например, у насекомого: в момент кладки яиц? вылупления
личинки? окукливания личинки? выхода из куколки имаго? Тот же вопрос
для сцифоидных, жизненный цикл которых включает смену пяти форм: яйцо
- планула - сцифистома (полип) - эфира - медуза.
- Этого никто не изучал. Но у бабочки, например, оба гороскопа в
резонансе. У человека тоже два гороскопа - зачатия и .рождения, и они
тоже в резонансе.
ВОПРОС. Во время нереста самка трески мечет около миллиона икринок.
По-видимому, гороскопы их идентичны, но судьбы совершенно непохожи.
Одни икринки будут сразу же съедены, из других вылупятся мальки, но
тоже погибнут - кто раньше, кто позже. И лишь одна-две особи доживут
до половозрелого возра-

ста - таков суровый закон жизни. Способна ли астрология (хотя бы в
принципе) указать ту счастливую икринку, которой звезды предназначили
выжить и оставить потомство?
- Гороскопы у них не совсем одина
ковые. Даже у близнецов они могут быть
различны. Ведь четыре минуты соответ
ствуют одному году, так что 20-минутная
разница в рождении составит разницу в
пять лет.
На вопрос Шестопалов так и не ответил. А мне еще хотелось напомнить и
о том, что роды - это тоже процесс не мгновенный, а продолжающийся
больше четырех минут...
ВОПРОС. Известно, где человек (и любое существо) носит свою
наследственность, свой генотип: в хромосомном наборе, который всегда
при нем, тиражированный в нескольких миллиардах экземпляров. А вот где
он носит свою судьбу? Если я поеду в Африку и во время купания в Ниле
меня там съест крокодил, то откуда ему знать, что 60 лет назад светила
предрекли мне такую смерть именно в этом возрасте?
- Да, но у Вас в этом возрасте будет настрой на опасность, склонность
к авантюрным поступкам.
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОЛОГИИ
На мой вопрос о физических факторах воздействия на нас знаков зодиака
(заданный после первой же лекции) С. Шестопалов отвечал так:
- Есть две точки зрения в связи с этой
проблемой. Одна заключается в том, что
астрологическое воздействие вызывает
ся микроволновым фоновым излучени
ем, которое обладает известной неодно-
73

родностью, чем и объясняется разное влияние с разных участков зодиака.
Прерву объяснения лектора, чтобы напомнить читателю, о чем речь.
Космологическая теория <горячей Вселенной> говорит о наличии в
пространстве своеобразного воспоминания о юности Вселенной -
реликтового микроволнового излучения. В 1965 году реликтовое излучение
было экспериментально обнаружено американскими радиофизиками А.
Пензиасом и Р. Вильсоном. Теория получила веское подтверждение, а
Пен-зиас и Вильсон - Нобелевскую премию. Точные измерения показали,
что в системе отсчета, связанной с Солнечной системой, интенсивность
излучения неодинакова в разных направлениях (только обозначается это
не словом <неоднородность>, которое употребил Шестопалов, а словом
<анизотропия>, что, впрочем, не одно и то же).
- Но мне, - продолжал Шестопалов, - нравится другая точка зрения.
Влияние знаков зодиака имеет гравитационную природу: Стрелец имеет
направление на центр Галактики, где сосредоточены гигантские звездные
массы, а противоположное созвездие - Близнецы - направлено на
межгалактическое пространство, где мало гравитационных источников.
Я не стал нарушать дисциплину и лишь после окончания лекции подошел к
ректору Астрологической академии за разъяснением.

-   Сергей Васильевич, но ведь астроло
гия использует не сидерическое, а тропи
ческое деление зодиака, не так ли? Зна
чит, "зодиак медленно поворачивается в
пространстве и через  13 тысяч лет -
половину периода прецессии - повер
нется на 180°. Стрелец и Близнецы поме
няются местами. А ведь астрология гово
рит о постоянстве влияния знаков.
Мне показалось, что на какое-то мгновение на лице лектора появилась
растерянность.
- А ведь верно... Ну хорошо, а Солнце
за это время...
- Никуда не денется. Период обраще
ния Солнца вокруг центра Галактики -
Знаки зодиака, их полярность и разделение на тройки. Полярностью в
астрологии называют сильное взаимодействие между противоположными
знаками зодиака. Характеристики знака связаны с его полярностью - с
характеристиками противоположного знака. Так, первый знак, Овен, очень
эгоцентричен. Люди этого знака сконцентрированы на самих себе и ставят
себя везде на первое место. Люди противоположного, седьмого знака -
Весов, напротив, сосредоточены на других.
Кроме того, знаки делятся на мужские и женские, иногда их называют
положительными и отрицательными. Здесь это деление показано знаками +
и -. Знаки делят на тройки по стихиям. Огонь - горячая порывистость,
Земля - практичность, устойчивость, Воздух - ум и склонность к
общению, Вода - эмоциональность и интуиция.

240 миллионов лет.  В этих масштабах десяток тысяч дет - сущий пустяк.
- Да, вы правы. Что ж, придется ис
кать другое объяснение.
- И с' лервой гипотезой не все в по
рядке. Во-первых, анизотропия реликто
вого излучения ничтожна - доли про
цента.
- Ну и что? Все-таки она есть: ветерок дует.
- А во-вторых, она не связана с пло
скостью эклиптики.
И вновь Шестопалов был вынужден согласиться.
Буду честным. Дома, раскрыв <Маленькую энциклопедию физики Космоса>, я
узнал, что направление анизотропии реликтового излучения лежит по
чистой случайности все же в плоскости эклиптики (Лев - Водолей). Но
это мало меняет суть дела: первая гипотеза опровергается тем же
аргументом вращения зодиака, что и вторая. А все свидетельствует о
том, что никто из астрологов всерьез эти версии не отрабатывал, они их
совершенно не интересуют, нужны лишь в качестве ширмы, чтобы кое-как
отделываться от неприятных вопросов.
Гравитацией С. Шестопалов объясняет влияние не только знаков зодиака,
но и планет, утверждая, что небезразлично, под каким углом встречаются
лучи (это и есть так называемые <аспекты>). Одни углы благоприятны
(например, 120°), другие сулят всякие беды (например, 90°).
О физической абсурдности подобных утверждений даже говорить неловко.
А на одной из следующих лекций я услышал потрясающую вещь:
оказывается, сейчас, как это было и в дремучее средневековье, кометы
следует считать предвестниками бедствий! В частности, в 1986 году
комета Галлея предрекла чернобыльскую катастрофу!
ВОПРОС. Так стоило ли в связи с аварией на ЧАЭС назначать
государственную экспертную комиссию, открывать уголовное дело,
устраивать суд, искать и наказывать виновных? Ведь согласно
представляемой Вами научной астрологии во всем виновата комета Галлея?
- Планеты не снимают с нас ответственности за наши поступки.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ
(СТАТИСТИЧЕСКИЕ) ОСНОВЫ
АСТРОЛОГИИ
ВОПРОС. То, что Вы излагаете на лекциях - это все выдумано (наподобие
древнегреческих мифов) или открыто (наподобие закона Фарадея) ? Если
выдумано, то какова научная значимость та-
Парацельс (1490-1541), немецкий врач и астролог, основатель
медицинской химии. В своей работе учитывал законы астрологии, но сам
гороскопов не составлял.

ких данных? А если открыто, то как? Например; каким образом астрологам
удалось выяснить влияние той или иной планеты на удачливость человека?
Вероятно, для каждого индивидуума необходимо проанализировать его
жизнь от рождения до смерти. Чтобы узнать влияние различных планет,
очевидно, необходимо обследовать таким образом не один миллион человек
с самыми разнообразными гороскопами. И так по всем качествам:
энтузиазм, альтруизм, стремление к свободе...
Подобные вопросы Сергей Васильевич всячески обходил.
Впрочем, однажды (на протяжении всего курса) он упомянул о
статистической проверке одного-единственного астрологического
утверждения. Речь шла о делении знаков зодиака на <мужские> и
<женские>. Оказывается, в США собрали данные о месяце рождения
нескольких тысяч нянь и нескольких сотен профсоюзных лидеров. При этом
была обнаружена некая неравномерность распределения дат по знакам
зодиака. Но рассказано об этом было вскользь, и потому сделать
какие-то выводы трудно.
Зато Б. Романов рассказывает о собственных экспериментах чуточку
подробнее. Он составил 12 помесячных характеристик-гороскопов,
произвольно пронумеровал их и предложил нескольким лицам <привязать>
каждый из гороскопов к кому-либо из близких знакомых или к самому
себе. Из 42 попыток 14 оказались удачными: то есть месяц рождения
данного человека оказался соответствующим выбранному гороскопу.
Конечно, 1 из 3 - это не 1 из 12 (вероятность случайного угадывания),
но все же и не повод для торжества. Особенно если учесть, что объем
статистического материала был более чем скромный. Кро-

Гороскопы для новобрачных входят в моду. Но вспомните строки из
Шекспира: <Вот поразительная глупость: чуть только мы не в ладах с
судьбою, хотя бы нелады эти зависели от нас самих - винить в наших
бедах солнце, луну и звезды, как будто подлыми быть нас заставляет
необходимость, глупыми - небесная тирания, негодяями, лгунами и
предателями - давление сфер, пьяницами, обманщиками и прелюбодеями -
покорность планетному влиянию; и все, что в нас есть дурного, все
приводится в движение божественной силою. Удивительная уловка
блудливого человека - сваливать ответственность за свои козлиные
склонности на звезды: мой отец соединился с моей матерью под хвостом
Дракона, и родился я под Большой Медведицей, потому я от природы груб
и сластолюбив. Фу! Все равно я останусь тем, что я есть, хотя бы самая
девственная звезда сверкала на небосводе во время моего незаконного
рождения>. В. Шекспир. <Король Лир>.
ме того возникает ряд вопросов. Что означают <42 попытки угадывания>?
Один человек сделал 42 попытки? 42 человека сделали по одной попытке?
Шесть человек - по семь попыток? Вопросы далеко не праздные: от ответа
существенно зависит, в какой степени правомерно автор эксперимента
пользуется формулой независимых испытаний (схема Бернулли), к которой
он апеллирует. Думается, что обеспечить независимость и
равновероятность в таком эксперименте - утопия. Ведь эксперт, зная
месяцы рождения своих близких, будет склонен приписывать одну и ту же
характеристику родившимся в одном месяце и разные - родившимся в
разных.
На этих и некоторых других примерах видна огромная разница между
научным экспериментом и астрологическим. Научный эксперимент - это
грамотно поставленный природе вопрос, на который ожидается несколько
вариантов ответа.
Классическим образцом научного эксперимента может служить опыт по
выяснению  механизма  репликации   (удвоения) молекулы ДНК при делении
живой клетки. После того, как было установлено, что эта молекула имеет
вид двойной спирали, возник следующий вопрос: как появляется точная
копия молекулы ДНК при делении клетки? В 1958 году М. Ме-селсон и Ф.
Сталь поставили опыт. Они выдвинули  три   гипотезы:   происходит
консервативная  репликация   (исходная молекула ДНК сохраняется, с нее
снима-
76
ется копия); полуконсервативная (двойная спираль расщепляется, каждая
половинка наращивается до целой); диспер-сивная  (ДНК распадается на
короткие части, с них снимаются копии, после чего собираются  два
целых   экземпляра). Опыт с использованием тяжелого изотопа азота-15
был поставлен так, что во всех трех случаях результаты должны были
быть различны. В итоге первая и третья гипотезы были отброшены. Права
гражданства получила  полуконсервативная
гипотеза.
Те астрологические эксперименты, которые  мне  удалось
проанализировать (эксперименты в астрологии вообще ставятся
чрезвычайно редко), создают впечатление, что их цель - не
беспристрастное выяснение истины у природы, а навязывание ей
предвзятой безальтернативной доктрины.  Ну,  например,  я  не читал и
не слышал, чтобы астрологи пытались строить гистограммы рождений по
365 дням года и при этом группировать их разными способами - разбивать
год, скажем, на 7, 19 или 26 частей, или хотя бы на те же 12 участков,
но с другими границами. Нет, от природы ждут всегда одного, чтобы она
подтвердила схемы, придуманные  самим  человеком  много тысяч лет
назад. Если при этом получается что-то похожее на успех (14 правильно
угаданных гороскопов из 42) - об этом широко оповещают, а нет -
замалчивают. Если жизнь случайно подбрасывает какие-то занятные
совпадения - на этом строят теорию. Так С. Шестопалов многозначительно
сообщил,  что  кончины Брежнева, Андропова, Черненко и некоторых
других наших лидеров пришлись на периоды вхождения Сатурна в знак
Скорпиона.
ВОПРОС. Тот факт, что кончины Александра III, Ленина, Сталина,
Брежнева и некоторых других пришлись на вступление Сатурна в знак
Скорпиона, - впе-

чатляет. Остается неясным, почему остальные императоры и генсеки (не
говоря о королях и президентах других стран) померли <не'вовремя>.
Александр II, например, был убит в 1881 году. Николай II расстрелян в
1918. Хрущев умер в 1971. Сатурн в это время пребывал в других знаках.
И второе. Неужели вступление Сатурна в знак Скорпиона вызывает кончину
лишь высокопоставленных, вельможных особ? А как обстоит дело с
миллионами скромных Сидоровых, Смитов, Шульцев и Ямагути?
- Николай  II  и  Хрущев  закончили
жизнь, будучи не у дел. Кроме того, в
статистике есть правило: если гипотеза
подтвердилась семь раз подряд, то она
истинна.
- Так можно многое доказать. Напри
мер, что все натуральные числа меньше
ста: это верно для первых 99 чисел. Или
что все нечетные числа - простые, спи
сав досадные исключения 9 и 15 на ошиб
ки эксперимента (см. Д. Пойя. <Матема
тика и правдоподобные рассуждения>)
- Это же просто шутка.
- Но эта шутка иллюстрирует шат
кость Вашего <правила>.
В заключение этой темы хочу привести пример прогноза, построенного по
всем астрологическим канонам. А. Зараев в брошюре <Популярный
астрологический календарь на 1991 год> делает всевозможные прогнозы
<на основании расчетов резонансного влияния планет, их орбит, звезд и
других космопланетарных факторов на участки или зоны космического
пространства...> <Волны космического эфира и его влияние на биосферу
Земли отражает график на каждый месяц>. Графики отражают все:
<дисгармоничное состояние биосферы>, <социально-политические волнения
и конфликты>, <вероятность техногенных и экологических катастроф>.
Так вот, любопытно, что сулил автор на запомнившийся всему миру август
1991 года. График <влияния Космических излучений> - целиком в плюсе.
<... Во Льве экзальтирует Плутон, планетарные вибрации которого
позволяют трансформировать сознание на уровень сверхсознания, в высшие
миры и другие Космические Логосы. Вибрации Льва и Солнца позволяют
человеку соприкасаться с принципами космической жизни... Август 1991
года очень благоприятен - дисгармоничные периоды отсутствуют...>
Словом, мир на земле и во челове-цех благоволение были обещаны нам на
эти перевернувшие нашу историю дни.
БУКВЕННО-ЧИСЛОВАЯ АКРОБАТИКА
На заключительной лекции я услышал нечто такое, от чего у меня,
выражаясь нынешним молодежным сленгом, <поехала крыша>. Хотелось
крикнуть вслед за

Борисом Пастернаком: <Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?>
Сначала были упомянуты Пифагор и каббалистическая доктрина, которые
учат, что миром управляет число. Ну что ж, с этим спорить не
приходится: и законы Ньютона, и уравнения Максвелла выражают некие
числовые соотношения, царящие в мире.
Но потом речь пошла о том, что Шес-топалову, как я понял, удалось
раскрыть одну из тайн мироздания - связь между человеком, русским
алфавитом и Солнечной системой. У человека 33 позвонка, и в каждом -
нервный центр. И в русском алфавите тоже 33 буквы (но это после
реформы 1918 года, когда некоторые буквы были упразднены).
- А сколько позвонков у англичан? -
не выдержав, нарушил я запрет на уст
ные вопросы.
- Сейчас речь о том, что у нас самый
интересный алфавит. У других народов
буквы давно расписаны по знакам зоди
ака. Для русского алфавита мне удалось
сделать это лишь недавно.
Наш позвоночный столб состоит из пяти отделов. Шейных позвонков - 7,
им соответствуют непарные согласные (Л, М, Н и др.) и <классические>
семь планет. Грудной отдел содержит 12 позвонков - это парные
согласные (Б -П, В - Ф и т.д.) и знаки зодиака. Далее идут 5
поясничных и 5 крестцовых позвонков - это парные гласные (А - Я, У - Ю
и т.д.) и те планеты, у которых бывает попятное движение (т.е. те,
которые только и считаются планетами в современном понимании), а также
мифическая планета Прозерпина. Каждая настоящая планета считается
дважды - в прямом движении и в попятном. Хребет завершается копчиком -
4 позвонка, 4 буквы, никуда не попавшие (И, X, Ъ и Ь), и четыре
стихии.
И это еще не все. Далее шла речь о том, что каждой <планете> (их как
раз 10: девять настоящих минус Земля, плюс Луна и Солнце)
соответствует своя цифра. Каждой русской букве - тоже цифра, но
поскольку букв 33, цифры используются многократно.
Потом происходит нечто вообще малопонятное. Шестопалов берет греческие
названия планет (или имена соответствующих богов), записанные русскими
буквами, и складывает их цифровые значения, после чего один-два раза
берет сумму цифр до получения однозначного числа. (Интересно, отдает
ли себе отчет выпускник математико-механического факультета ЛГУ, что
при этом он получает просто остаток от деления на 9 и только вместо
нуля у него будет 9?) Цель: получить цифровое значение планеты. Для
некоторых планет это удается сразу
77

(при подборе цифровых значений букв у Шестопалова было много степеней
свободы), для других приходится заниматься подгонкой. Так, для Солнца
греческое имя в русской передаче правильнее было бы Хелиос, но раз не
получается - берем Гелиос. Для Хроноса (Сатурна) сумма получилась 33,
дальнейшая редукция дала бы 3 + 3 = 6. Но 6 - это Венера, а
Шестопалову нужно 3, тогда он останавливается на 33: <дважды Сатурн, а
также число русских букв>. Видимо* долго не получалось у него с Марсом
и Юпитером, пришлось перебрать много имен этих богов, пока не
получилось почти искомое число. Для Юпитера нашлось имя Идус, давшее
сумму 14. А нужно было 4. Но зато 1 - это Юпитер в попятном движении,
а кроме того, 14 - это начало Первой мировой войны.
Вот так отыскиваются ключи к тайнам мироздания.
Такие же точно суммирования с дальнейшей редукцией по модулю 9
делаются для имени, отчества, фамилии или для аббревиатуры типа СССР,
СНГ, РФ. В результате астрологи узнают, какая планета правит данным
лицом или государством.
На вопрос из зала, помогает ли в трудных периодах жизни смена имени,
Шестопалов ответил утвердительно.
В мире ничто не происходит случайно, учит ректор Академии, все
однозначно предопределено и точно предсказуемо: время рождения детей,
их пол и имена выводимы из гороскопов родителей. Колебания моды на
имена - не игра случая, а результат космических факторов.
Ну что ж, один пример такого воздействия, пожалуй, можно привести.
Помнится, в апреле 1961 года пошла мода называть новорожденных
мальчиков Юриями. Космос действительно имел к этому прямое отношение.
ПОПРОБОВАЛИ - УБЕДИЛИСЬ
Не знаю, рассчитывал ли Шестопалов, что на его лекциях я узнаю нечто
такое, что поколеблет мои позиции. Этого, как вы, конечно, уже поняли,
не произошло. Но утверждать, будто я бесполезно потратил время на этих
лекциях, было бы черной неблагодарностью.
Я окончательно убедился, как говорится, <из первых уст> услышал, на
чем зиждется астрология в наш, казалось бы, просвещенный век. Узнал
массу занятных вещей (вроде связи позвоночника с русским алфавитом).
Пожалуй, больше всего меня поразило необычайное легковерие слушателей.
Ну ладно, я задавал вопросы порой ехидные, с подковыркой - такие
странно было бы ожидать от людей, заплативших за абонемент деньги и
настроившихся на позитивный лад. Но даже при такой установ-
78

ке (модное нынче слово) можно бы хоть раз спросить: почему? Откуда это
известно? Как это проверить? Как это вяжется с простейшими научными
данными? Ничего подобного не было, только простодушное принятие всего,
что сказано с кафедры, за всамделишную науку.
Астрологи, как я имел возможность убедиться, твердо держат
оборонительную стратегии^ и тактику, которая, видимо, выработалась и
закалилась в многовековом противостоянии научной мысли. Вести споры,
широкие дискуссии, даже просто аргументированно отвечать
своим'оппонентам они не хотят. Чтобы пресечь спор, первое, что мне
бросали в лицо: <Вы не ученый>. Но совсем не реагировать на
<настырные> вопросы астрологам все же невозможно. И на этот случай у
них припасены ответы, но ... одноразовые, то есть не рассчитанные на
ответный ход противника, тем более - на серьезное обсуждение. Вот
почему так легко, подобно карточному домику, рассыпались обе
<физические теории зодиака>, как только Шестопалов имел неосторожность
поделиться ими с <не ученым>, но немножечко компетентным человеком.
Впрочем, произошло это не на людях. Вероятно, сознавая шаткость и
одноразовость своей аргументации, астрологи боятся публичных диспутов,
игнорируют прямые приглашения к спору.
Отвечая на мои вопросы и при этом защищая астрологию, Шестопалов с
поразившей меня настойчивостью ссылался на авторитет Кеплера. Но ведь
настоящая наука, признавая авторитет имени, ни за чью спину не
прячется. Над авторитетом имени стоят еще два непререкаемых
авторитета: Его Величество Факт и Ее Величество Логика. Напрасно
приводил я своему собеседнику слова самого Кеплера: <Великие натуры
вместе с великими добродетелями приносят и великие ошибки>, напоминал,
что тот же Кеплер <неопровержимо доказал>, что планет (в современном
смысле этого слова) должно быть ровно шесть - не больше и не меньше.
Итак, при всем изобилии полученной мною информации никаких
неожиданностей не произошло, ничего принципиально нового я не узнал. В
моих глазах астрология как была, так и осталась первобытным суеверием,
бездоказательной мифологической чепухой, ничего общего с наукой не
имеющей. Но пусть теперь кто-нибудь посмеет бросить мне обвинение,
будто я берусь судить о том, чего не знаю! И вот этим <чувством
глубокого удовлетворения> я обязан Сергею Васильевичу Шестопалову,
которому и выражаю - на этот раз без всякой иронии - искреннюю и
глубокую признательность.

 Roman                    mailto:westa@xxxxxxx