Re: questioning

  • From: "Roman V. Vorushin" <westa@xxxxxxx>
  • To: Nikolay Pystin <PsyGoa_pavlodar@xxxxxxxxxxxxx>
  • Date: Wed, 27 Oct 2004 22:20:26 +0700

Привет Nikolay!

NP>        Господа, интересно ваше мнение по поводу употребления,
NP>   неупотребления спиртного на всеможных party, т.е. употребляете ли вы
NP>   алкоголь на party, если нет или да то почему, и рекомендуете ли
NP>   вообще употреблять. А можно ли без него обойтись???

Отвечу цитатой из рассылки Владимира Леви (сначала покажется, что не в тему,
но дочитайте до конца и поймете, что я хотел сказать):

Из шизоида в фашизоида?
ВЛ, моя близкая подруга, по натуре очень отзывчивая, чувствительная,
сердечная, тонкая, долгое время страдала резкими перепадами настроения,
приступами депрессии...
Мы не виделись около года. И вдруг при встрече и общении я ее не узнала: она
стала ДРУГОЙ: жесткой, бескомпромиссной, холодной, где-то даже циничной...
Я изумилась переменами в ней.
Оказалось, она прошла тренинг "Источник жизни" (адаптированный американский
Life Spring), и это результат.
Сама я человек для себя трудный: со многими страхами, в вечных сомнениях и
колебаниях, ото всех оценочно зависима, не могу никому ни в чем отказать,
страшно боюсь обидеть... И вот такую МЕНЯ подруга начала усиленно подталкивать
к прохождению этого тренинга, и я согласилась.
Суть упражнений рассказать не могу - соглашение о конфиденциальности, но
вкратце основные установки-постулаты таковы:
* человек сам выбирает себя и свой путь, выбирает: "делать жизнь" или быть
жертвой;
* себя надо принимать и любить;
* не допускать незавершенных дел;
* думать - потеря времени, надо действовать; в пример приводили подлодку
"Курск", когда из-за раздумий погибли люди, которых можно было спасти;
* суждения должны быть категоричными, ибо мнение может быть правильным только
одно; там, на тренингах, тебя убеждают, просто тупо переспрашивая по десять
раз, так что наконец хочется закричать: "Да слон я, слон! Только по почкам не
бейте!";
* жестокость по отношению к людям, даже друзьям, полезна для них же ("я ему
вчера так врезала!", "она сама выбрала это!");
* каждый участник тренинга обязуется работать на "общее дело" - стать его
миссионером-распространителем и делать для этого все возможное; когда я решила
не ходить на продвинутый курс, мне начала неотвязно звонить куча народу и
настырно уговаривать: да ты что, да это же супер, это мегавозможность, не надо
откладывать, ничто не бывает случайно...
Схема распространения - классика сетевого маркетинга, с Гербалайф один к
одному.
Я в сомнении. С одной стороны, курс мне многое дал, о многом заставил
помыслить, хотя результаты скромней, чем у многих других, кто тоже пришел в
состоянии "жертвы", а стал "делателем жизни". После основного мне предложили
пройти продвинутый курс, а потом еще лидерский; все это, конечно, за немалые
для меня деньги...
Главное, однако, не деньги, а открытый вопрос С ДРУГОЙ СТОРОНЫ: во что
превратишься? Цели объявляются вроде благие, а методы ?! Каков ваш взгляд на
современные психотренинги (Синтон, Источник, Симорон и проч.)? Ольга.

Ольга, современные психотренинги разнообразны; я сам провел их немало и очень
разных: в зависимости и от того, с кем работал, с какими задачами, и от моих
поисков, воззрений и устремлений, которые изменялись...
Те тренинговые организации, что назвали вы, отличны друг от друга настолько,
что выносить единое суждение о них было бы опрометчиво, хотя и общие признаки
есть. Какие?.. Коммерческий момент (в разной степени) - раз. И еще три, вы их
уже на себе испытали:
навязывание некого кредо - своей малой этики, мини-идеологии или
психофилософии, как я это именую;
большое давление группы на участников - группа работает в качестве
авторитарного гуру; с человеком, в основном, ведут не вникающие диалоги, а
производят "обработку на результат";
отсутствие (или лишь ничтожная доля) углубленного,
индивидуально-аналитического подхода к участнику, тем паче учета и проработки
возможной патологии.
Три эти признака характерны почти для всякой работы с людьми, где забота номер
один - создание и поддержание потока клиентов, и главный прицел воздействия -
не отдельный человек, а совокупность - группа, аудитория или толпа. Отдельный
человек, конечно, мишень - но именно в качестве масс-индивида, статистического
"участника", а не своеобразного, уникального, неповторимого существа.
Признаки эти сами по себе еще не свидетельствуют, хороша система или плоха.
Просто это наиболее удобные, рациональные условия, при которых такие
психобизнесовые организмы выживают и самовоспроизводятся (но возможны и иные
условия и организмы, мною испытано...).
"Источник" из трех вами названных - психобизнес наиболее откровенный,
наступательно-рыночный, американистый, именно что гербалайфовый; подобных ему
развелось нынче как сорняков на неполотой грядке, и это еще далеко не самый
агрессивный, знаю и такие, где психофилософии и порядки вполне гитлеровские,
где из шизоидов делают фашизоидов...
Хорошо ли, что вы это прошли?.. Продолжать?..
Есть ли риск превратиться во что-то не то?..
Как итог множества врачебных наблюдений, часто бормочу себе под нос такую вот
не-совсем-шутку: больному все вредно, здоровому все полезно.
И старинное, древневосточное: в неповрежденной ладони яд нести можно.
Переводя на другой уровень: человеку здравомыслящему, с крепким внутренним
стержнем и самостоятельным мышлением, знающему, чего хочет, никакие
фашизоидные тренинги не страшны и любые могут с той или иной стороны
пригодиться. Немцы при Гитлере очень здорово, лучше всех в мире научились
строить дороги - прочно, надежно, чтоб танки ехали... Хорошие дороги не
виноваты в том, что их использовали в плохих целях. Почему не заимствовать
технологию?
Злейший враг - лучший учитель.
Ну, а ежели в мыслях сумятица и нет ясной цели, если много зависимости и
внушаемости, а мало, как моряки о кораблях говорят, о-стойчивости, - тогда...
Заметили ли вы в постулатах-установках "Источника" убывание истинности по
нисходящей? Первый постулат хоть куда, точняк, только вместо "выбирает"
следует читать "МОЖЕТ выбирать, если научится".
Со вторым тоже можно в общем согласиться, только вместо "надо" - опять же
МОЖНО.
А третий уже туфта и наживка. Без незавершенных дел в жизни не обойтись, ведь
и сама жизнь - дело незавершимое...
Вот и письмо это отправлю незавершенным, с напутствием на психотренинги и
общения с гуру всех образцов и калибров - старой детской считалкой:

Верю, верю
всякому зверю,
верю даже ежу,
а тебе - погожу!