Дзен в задачах и упражнениях

  • From: "Zen-Do.Ru" <admin@xxxxxxxxx>
  • To: buddhism@xxxxxxxxxxxxx
  • Date: Sat, 18 Jun 2016 21:50:33 +0300

Амитофо! _/|\_

Хорошие учителя – такие, как Мастер Шен Янь, Наставница Цзин Хо – не только объясняют, но и помогают этому дойти до сердца и соединиться с практикой.

Это одна из главных вещей в нашей учёбе: насколько информация входит в нашу практику, а насколько просто оседает в уголках памяти.

Часто учения остаются для людей теорией, которая прорастает в реальную жизнь медленно и неполно.

Вообще, это проблема всей гуманитарной культуры. Для математики у нас есть примеры и задачи: мы решаем их и быстро овладеваем счётом. А в области житейского искусства у нас часто лишь рассуждения. Как долго нам пришлось бы осваивать арифметику, если бы мы не решали примеров и задач, а только слушали рассуждения?

Вот беда философий и религий: без решения примеров и задач они с трудом доходят до реального применения. Взять античную этику, христианские принципы или моральный кодекс строителя коммунизма – для большинства слова остаются словами.

Но бывают люди, которым почти всегда удаётся «ухватить» учение и приложить его к делу. Тогда учёба по-настоящему действенна, и продвижение идёт быстро.

Хотим ли мы тоже развиваться быстро и действенно?

Тогда нам надо учиться практическому подходу.

Каким образом?

Во-первых, сила нашей практики зависит от искренности нашего намерения. Насколько мы едины с тем, что делаем. Если я полностью пронизан осознанием, что это моё, родное, то буду заниматься этим с настоящей самоотдачей.

Во-вторых, практичный подход можно перенимать от соответствующих учителей, книг и т.д. Например, можно довольно легко видеть, насколько книжка практична, а насколько это отвлечённые теории; насколько у её автора учение сплетено с практикой.

Чтобы развивать навыки практического подхода у практикующих, есть разные методы. Начиная от того, чтобы говорить: «Просто сиди». Когда все рассуждения и теории отметаются, волей-неволей возвращаешься к непосредственному опыту.

Но для многих этого недостаточно: например, остаются без исправления недочёты, без объяснения важные вещи… Поэтому иногда практика лучше продвигается не просто сидением, или не только просто сидением, а другими средствами.

Сейчас у меня есть идеи о том, как переводить буддийские принципы в форму «задач и упражнений». Интересно было бы попробовать, как это сработает на живых людях. :)

_/|\_
Алексей Постоянное Озарение (常照)

----
Discussion group "Buddhism" / Группа рассылки "Буддизм"
https://www.freelists.org/webpage/buddhism