О смысле жизни. С сайта nkozlov.ru

  • From: Roman Vorushin <roman@xxxxxxxxxxxxxxx>
  • To: psygoa_pavlodar@xxxxxxxxxxxxx
  • Date: Thu, 14 Oct 2004 16:25:02 +0700

>Оч. хор. сайт!

Вопрос
Николай Иванович, если позволите, о смысле жизни.

Смотрел сегодня фильм «Город ангелов». Традиционный вопрос ангела к
умершему был «что тебе больше всего понравилось?». Хороший вопрос,
если учесть, что, когда мы чувствуем себя счастливыми, мы исполняем
своё предназначение в жизни. Коэльо, считаю, правильно писал.

Итак, я умираю… Мне понравилось учиться и обучаться. Мне нравятся
воспоминания о природе. Как я в первый раз пошёл на синтоновский слёт,
и моя палатка стояла на чудесной поляне в низине около ручья. Мне
понравилось, как я был в спортлагере, которого больше нет, был жив мой
любимый тренер, а над прудом красный закат выглядывал из-за вековых
елей. Мне понравился Монастырь. Понравился здоровый образ жизни.
Нравится приехать куда-нибудь, увидеть потрясающее незнакомое место и
удивиться. Вспоминаются лыжные прогулки. Почему-то на вопрос «что тебе
понравилось в этой жизни» приходят на ум прежде всего те моменты,
которые отпечатались во мне эмоциональными положительными
потрясениями. И - совершенно не вспоминается работа, успехи,
заработки…

Если смотреть с этой точки зрения, то какая всё фигня, чем я по жизни
занимаюсь. Особенно работа, которой я сейчас посвящаю все, получается,
ресурсы. Вопрос в том, что если то, что мне надо делать в жизни - это
только любоваться миром, а всё остальное - фигня, то я не знаю, как к
этому относиться. Либо я пустышка, который способен только на
животно-природное существование, либо неудачник, которому работа не в
радость, заработков нет, и, кроме походов и природов, нечего больше
вспомнить. Правда, я сомневаюсь также, что миллионеры, когда подыхают,
вспоминают своё бабло…

Что вышеописанное скорее означает: что я делаю в жизни что-то не так,
или что мне не надо соваться, скажем, в бизнес? Получается, что мой
максимум жизни - иметь всё вышеупомянутое (понравившееся) по полной
программе?…

Ответ
Матмастер, ты всегда отличался способность задавать неслабые вопросы.
Озадачил ты меня… Хорошо, попробую.

Вот стоят автомобили во дворе. Если это машина новенькая и накачана
бензином, водитель на ней любит кататься просто потому, что она так
рвет с места. Если машина старая и ржавая, обычная забота владельца —
починить ее, чтобы не разваливалась и передвигалась хоть как-то. Если
же это нормальная машина у нормального хозяина, он ездит на ней не
потому что в ней бензин есть, а когда и куда надо. Когда в этом есть
смысл.

Так вот, наша личность — это наш автомобиль, наш главный инструмент по
жизни. Переживания — топливо. Негативные переживания — тоже топливо,
но не всегда лучшее для мотора, счастливые переживания — прекрасная
марка бензина! И пока личность бодрая и счастья куча, хочется жить
просто потому, что живется классно. Клиент психотерапевта заботится в
основном о том, чтобы жить было не так больно… Если же ты
ответственный человек со здоровой личностью, то главная твоя забота —
не счастливые переживания, а смысл твоей жизни: что от тебя остается
действительно дельного.

Матмастер, что тебе ответить ангелу — ты уж как-нибудь придумаешь, да
в случае чего неудачный ответ он тоже как-нибудь переживет. Не парься
об этом. Счастливые переживания — да, это важно, бензин для жизни
нужен. Но не в счастливых переживаниях счастье, прости за каламбур —
смысл важнее.

Вот новую книгу я написал — подарок миру сделал. Смысл.

Еще одну придумал, классную — смысл.

Занятие хорошее провел, оно было людям в кассу — смысл.

А если я каждый раз радуюсь, глядя на замечательную мебель в детской
комнате, и знаю, что эту мебель привез и сделал нам Матмастер, то
Матмастер это честно может записать в смыслы свои.

Что бы мы ни делали, количество смыслов в нашей жизни должно
увеличиваться!

Продолжение: вопрос от Andrei Veter
[...]

Николай Иванович, пытаюсь анализировать Ваш ответ на одно из сообщений
этого форума. Я бизнесмен. Довольно успешный. Поставил перед собой
вопросы о целях. Денег достаточно. Можно, конечно, зарабатывать и
дальше, но – перспективы в этом я пока не вижу. Тратить свою жизнь на
зарабатывание 50 миллионов… потом 100. И так далее. Это длинная гонка,
это работа 24 часа в сутки, это непросто, настоящий бизнес - это
тяжелая работа. Мне 36 лет и я так жил довольно долго.

Наверное, цель не в этом. Например, я согласен, что чем больше денег,
тем больше возможностей делать разные добрые и нужные дела.
Подразумевается: людям. Но, если так, то значит – главный смысл – все
- таки помогать людям? (В Вашей интерпретации – сильным, добрым и
имеющим потенциал - согласен).

Предлагаю подумать над вопросом: конечная цель этой деятельности?

Логически - сделать как можно больше хороших людей счастливее и
эффективнее. Чтобы и они реализовали правильные смыслы - сделали еще
больше хороших людей счастливее и эффективнее.

(Конечно же, под эту «раздачу» попадают не только психологи, но и
многие врачи, ученые, учителя, инженеры, продавцы, парикмахеры,
бизнесмены и т.д. Они также могут сделать жизнь человека осмысленного
… лучше и приятнее).

Тогда конечный результат, на который все это направлено: Абсолютно
счастливое и эффективное население Земли. (Если он конечно, достижим.
Если не достижим, то возникает вопрос: «Стоит ли заниматься делом,
если заранее точно известно, что оно не приведет к требуемому
результату?» Вроде, не логично. Значит, считаем, что достижим.)

А что дальше? Когда порода улучшится и станет племенной, что потом?

Все станут просто ЖИТЬ? Радоваться и радовать, дарить тепло и
нежность, делать полезные вещи, двигать цивилизацию К ЧЕМУ? КУДА?
ЗАЧЕМ? ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ? ИЗОБРЕТАТЬ 100-й ПЕНТИУМ ИЛИ 200-ю модель
BMW? ОСВАИВАТЬ ПЛАНЕТЫ? ПРОДЛИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВЕК ДО 500 ЛЕТ? ИЛИ
ПРОСТО ЖИТЬ? (ОЩУЩАТЬ СЧАСТЛИВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ?)

Можно сказать, что это будет так далеко… Что об этом не стоит
говорить. Или что ничего лучшего я все равно не предложу. Возможно, но
я и не претендую на истину. Для меня это пока не аргументы. Я привык
просчитывать ходы. Я хочу видеть цель.
МНЕ НЕ ХОЧЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ ДОСТИЖЕНИЕМ ЦЕЛИ, КОТОРАЯ НЕ ВЕДЕТ К
ПОНЯТНОМУ ДЛЯ МЕНЯ РЕЗУЛЬТАТУ.

Теперь, собственно, говоря, 2 вопроса.

1. Если конечная цель - сделать людей счастливыми и эффективными,
   является промежуточной (если она достижима вообще), стоит ли ради
   нее работать? Не логичнее ли перейти к цели конечной, которая
   следует за промежуточной?

2. Можете ли Вы сформулировать эту самую конечную цель? Или Вы
   ограничиваете Вашу философию целью промежуточной?

Помните, у Жванецкого, про диссертацию? Если бы я не пил, не курил, не
любил так много женщин, а много читал, то стал бы начитанным и выучил
много полезных вещей …. что-нибудь обязательно изобрел …и т.д.
Окончание, если я не ошибаюсь, такое: что и делаю без всех этих
ненужных забот.

Вопросы для меня не праздные. Это не любопытство. Это попытка найти
прожигать. Я редко путешествую, в основном, по делам.
Я сделал счастливее, как мог - выучил и сделал эффективнее жизнь
многих людей (своих сотрудников и близких) Я деятельный, и, как уже
сказал, успешный человек, в терминах нашей культуры. Просто я хочу
попытаться дойти до самой сути. Я думаю о том, «А что дальше?». И
пока, не нахожу ответа. Иногда, мне кажется, что Вы не заморачиваетесь
этими вопросами, поскольку ответа на них все равно нет. Я прочел Ваши
книги, был, правда, давно, на Ваших тренингах. Вы сделали свой выбор.
Это достойный выбор достойного человека, он мне нравится на уровне
чувств и заложенных во мне программ. Но я привык быть хозяином своей
жизни, хочу максимальной осмысленности в своих действиях и своем
существовании. Спасибо!

Ответ
Красивый, грамотный и достойный вопрос. Хотелось бы, чтобы у меня был
такой же ответ…

У меня есть представление о природе человека (ну, там у человека две
ноги, две руки, пять пальцев на конечностях, нет хобота и крыльев…),
так вот, эти представления у меня достаточно пессимистические.
1. Если не поддерживать эту систему в достойном состоянии, она очень
   быстро скатывается в состояние более… скажем так, простое (чтобы не
   ругаться). И если ты не бежишь, ты элементарно отстаешь. И пыль
   глотаешь (что очевидно не экологично). А если ты бежишь, ты не
   прибегаешь никуда: ты просто держишься на уровне. Хуже того, если
   ты ускоряешься, ты только создаешь новый уровень скорости, на
   который теперь должны ориентироваться все остальные, чтобы не
   глотать пыль за тобой. Задачка, блин…

2. Все эффективные средства, изобретенные и разработанные для
   достойных целей, практически мгновенно начинают использоваться для
   целей другого рода. Отсюда постоянное желание остановить развитие
   прогресса - просто из чувства самосохранения, чтобы мы не взорвали,
   не изородовали и не удушили друг друга раньше времени.

3. Человечество - это не просто совокупность человеков, это системное
   образование, где движение каждого отдельного человека не
   изолировано, а запускает системные процессы и возвращается к нему
   по законам системы, а не как бы ему хотелось. Так вот, насколько я
   понимаю законы этой системы, абсолютная эффективность и полная
   счастливость в ней запрещены. Вот так.

Тема эта отдельная и огромная, немного писал я об этом в "Формуле
личности" в главе "Немного о грустном, или Как живется просветленному,
не смотавшемуся в Гималаи". Там я подводил итог следующим образом –

В напоминалку Хранителю мира:
Правильный просветленный, если он настоящий просветленный, а не совсем
жлоб, обязан быть нормальным человеком и временами страдать, как
нормальные люди. Любое другое решение обходится миру слишком дорого.

Сформулировано весело, а по сути я это писал совершенно всерьез.

Потому что у природы есть такой закон природы, и это было практически
проверено не только мной, но и многими десятками известных мне людей,
которые прошли этот путь в реальности.
Итого:

1. Я совсем не уверен, что конечное цель - "осчастливленное
   человечество" - достижима вообще.

2. Если о качестве человеческой жизни (осмысленности существования) не
   заботиться самым энергичным и ответственным образом - кончим плохо
   и быстро.

3. Отдельное, изолированное осчастливливание (всерьез
   осчастливливание) меня как индивида - невозможно. Человечество
   этого не допустит.

4. Для того, чтобы каждый из нас имел больше права на счастье, надо
   немного переделывать человечество, но люди твои ходы в эту сторону
   мгновенно его же еще и ухудшают (делают ситуацию еще более
   опасной).

5. Иногда есть шансы сделать небольшие островки более менее приличной
   жизни: ну, там сделать себе свою семью (чтоб с любовью и без
   шизофрении), свою фирму (с качественными людьми, качественными
   отношениями, эффективную-успешную и хоть как-то социально
   экологичную), разгрести мусор вокруг себя, посадить деревья и
   улыбнуться людям…

Впрочем, на этом обычно приходит понимание, что время жизни
заканчивается, а дети живут по законам своим, а не как хотел ты, так
что, если не светит счастье, то мудрость нам возможно и, более того,
просто обязательна.

На этой оптимистичной ноте разрешите убежать на стадион - нужно
прожить еще один день, а это работа большая.

--
С уважением, Ворушин Роман                     roman@xxxxxxxxxxxxxxx