Душа. Какая разница есть она или нет. + Новые вопросы.

  • From: Roman Vorushin <roman@xxxxxxxxxxxxxxx>
  • To: PsyGoa_pavlodar@xxxxxxxxxxxxx
  • Date: Mon, 9 Aug 2004 17:26:34 +0700

Привет всем!

Сначала Жене:
ТЕА> Хьюманы, вы мне одно скажите - оно вам надо? Какая разница - есть она
ТЕА> или нет? Словоблудие. От этого ровным счётом ничего не меняется...
Надо. Зачем - объясню пониже.

Саше:
Спасибо за кучу интересной информации. Есть действительно интересные моменты.

Алине:
Огромное спасибо! Твой ответ очень ценен, хотя и не содержит ссылок на особо
крутую литературу (хотя скорее ПОТОМУ ЧТО НЕ СОДЕРЖИТ). Я очень хорошо понимаю
то, что с тобой происходит. И веточки, и камушки, и ... Отличный живой ответ.
Ответ души, а не разума!

Коле:
Ты до сих пор не подписан, просто твой адрес был указан в поле СС (Я и сейчас
его туда впишу, ты не против?).

Итак: почему и главное ЗАЧЕМ я задаюсь вопросом "Что такое душа и как с этим
жить".

Вопрос "Есть ли душа?" меня не интересует. Я исхожу из предположения, что она
есть. Что же в моем понимании ДУША, раз столь убежденный материалист
рассуждает о таких понятиях, недостойных слуха образованного человека? Приведу
трактовку, с которой мое ее понимание не противоречит (трактовка не строга
научно, излагаю своими словами):

Поделим условно психику человека на три составляющих: РАЗУМ, ДУША, ДУХ. Именно
условно, поскольку все три понятия взаимосвязаны.
РАЗУМ - логическое мышление, сух, строг, точен. Основной мотор - левое
полушарие мозга. Консервативен. Накапливает и удерживает информацию. Просто
так в РАЗУМ информация не поступает, требуется определенная работа. Но уж если
что попало, то просто так тоже не теряется. Основное стремление РАЗУМа -
стремление к полной упорядоченности, вечному покою. Результатом
непропорционально гипертрофированного разума как правило является смерть.
ДУША - антагонист РАЗУМА, но жить без него не может :-) Алогична, стихийна,
строит воздушные замки, витает в облаках, тем не менее важная составляющая
творчества. ДУША рвется ввысь, а разум кричит "Не забывай о земле, дура".
Гипертрофированная ДУША ведет к "взрыву", а соответсвенно и смерти. Человек со
слаборазвитой ДУШОЙ подобен компьютеру.
ДУХ - гармонизирующая составляющая, сложноописуемая. Могу сказать по своему
опыту, что в боевых искусствах развивается бОльшей частью именно ДУХ (хотя
конечно ДУША и РАЗУМ тоже развиваются). Позволяет не сходить со сложных
дистанций, является демпфером для вопросов "О смысле жизни", источником
психической выносливости. По этимологии (происхождению) слова относится к
дыханию. Без ДУХа человек не живет вовсе, являясь скорее кадавром :-)
Некоторым образом ДУХ похож на ВОЛЮ, в различных ее пониманиях.

Так вот, разум и дух я долгое время специально развивал, достигнув в этом
весьма неплохих результатов. С духом близко контачит еще и ТЕЛО, но это совсем
другая история (В здоровом ТЕЛЕ, здоровый ДУХ. и т.п.). Тем не менее было
почти постоянное ощущения, что чего-то не хватает. В психологии рассматривают
несколько ступеней знания:

- неосознанное незнание (не знаешь о том, что ты не умеешь водить машину,
             поскольку машину до сих пор не видел)
- осознанное незнание (машину увидел, понял, что не умеешь водить)
- осознанное знание (машину водишь, но при этом жутко напрягаешься, ибо в
           привычку еще не вошло)
- неосознанное знание (водишь уже "на автомате")

То есть я был на 1 ступени. Теперь я понимаю, что у меня скорее всего
дисгармония по линии ДУША-РАЗУМ. Разум развит больше, чем душа, но от этого
страдаю я весь. Хорошо развитый дух выдергивает меня из большинства сложных
ситуаций, но жизнь далеко не полна! Каким образом я пришел к пониманию этого, не
буду даже и описывать, ибо слишком долго и очень все специфически личное.
Самое главное, что я теперь на 2 ступени! Я еще не знаю точно, что же такое
моя ДУША, где она и как её развивать. Я все знаю лишь приблизительно. Главное,
что я смог понять, что развивать ее специально и целенаправленно - сложно и,
наверное, глупо. Но уже проклюнувшиеся ростки моей души принесли мне такие
прекрасные букеты переживаний, что шкурка стоит выделки!!!

Надеюсь моя позиция ясна и тогда вы понимаете, почему мне так понравилось
именно письмо Алины!!! Это один из примеров развития души. Так ее развивать
можно и, наверное, нужно. Религия меня вообще мало втыкает, там очень мало
разумного, доброго, вечного. Очень, очень мало. А смерти я не боюсь, я
достаточно прошел по пути боевых искусств, чтобы вместо боязни смерти
научиться чувствовать красоту жизни в каждом вдохе.

А по поводу любви - все сложнее, чем просто секс + дружеские отношения. Любовь
в моем понимании эти трио влечение тела (секс), разума (уважение), души
(дружба). Причем я считаю, что любовь бывает разная даже при наличии всех трех
вышеуказанных влечений, ведь их сочетание каждый раз уникальное. Партнеры, у
которых гармоничны и ярко выражены все три составляющих испытавают самую
широкую гамму переживаний. Это очень кратко, на самом деле все очень
индивидуально, могут еще приплетаться разные факторы. Тем более, что партнеры
постоянно меняются, так что и любовь не стоит на месте.

Спасибо всем за ответы. Давайте продолжать дискуссию. Я не отвергаю ничьего
мнения, лишь несколько смешно со стороны наблюдать позицию Жени "мы все это
знаем, ничего этого нет на самом деле". Насколько мне известно, наличие души у
человека наука не доказывала, равно как и её отстутствие. Причем логика
подсказывает, что отсутствие души математически точно доказать практически
невозможно. Ведь в данном случае очень трудно доказывать от противного,
слишком много дерьма переворошить придется. Наверное именно тебе, Женя, надо
мыслить ширее :-) Консерватизм он ведь чему свойственен? Посмотри в
определениях повыше ;-) Я и сам не так давно был точно таким же скептиком и
консерватором, пока не убедился, что высоких вершин так, увы, не покорить...

В дальнейшем предлагаю использовать именно вышеуказанное определение души, то
есть лишь как часть психики со специфическими качествами.

Следующий вопрос:
Что вы можете рассказать про роль ДУШИ в вашей жизни? Каких достижений вы
достигли именно с помощью начала, рвущегося к звездам наперекор силе тяготения?

Вопрос для тех, у кого есть много свободного времени (я в обсуждении вряд ли
буду учавствовать):
А вы боитесь смерти?

--
С уважением, Ворушин Роман                     roman@xxxxxxxxxxxxxxx